Церковь Иоанна Златоуста — это объект культурного наследия федерального значения, расположенный близ деревни Заляжье, которая когда-то была частью деревень, объединённых под общим названием Саунино.
Церковь Иоанна Златоуста расположена близ д. Заляжье, когда-то входившей в куст деревень под общим названием Саунино. Церковь является частью храмового комплекса Саунинского Погоста, исторически состоящего из двух церквей и колокольни. Вторая церковь – Флора и Лавра сгорела в начале XIX века. Территория погоста была обнесена невысокой оградой, сложенной из валунов. Часть валунов сохранилась. Недалеко от комплекса располагается водоем, вытянутый с юго-запада на северо-восток, похожий на пруд с каналом.
Церковь освящена в 1665 году в честь Иоанна Златоуста. Согласно данным, опубликованным в 1914 году в Известиях Императорского археологического общества, дата освящения была установлена по надписи на храмозданном кресте. Трапезная пристроена к церкви позднее, предположительно, в XVIII веке. В церкви находилось два престола – во имя св. Иоанна Златоуста (холодная церковь) и во имя преподобного Алексея, человека Божия (теплый придел в трапезной). Летом службы велись в основном помещении церкви, зимой – в отапливаемой трапезной.
Продольно-осевая композиция церкви сложилась за несколько столетий. Первоначально церковь представляла собой традиционный тип северного храма: восьмерик на двусветном четверике и высоком подклете, окруженный галереями и крыльцами с трех сторон. Завершением восьмерика служит высокий шатер с луковичной главкой и крестом. С востока к церкви выполнен алтарный прируб в виде одной апсиды, перекрытой бочкой и увенчанной маковкой. С западной стороны к церкви позднее пристроена прямоугольная в плане одноэтажная на подклете трапезная с притвором, перекрытая двускатной крышей. В плане трапезная смещена относительно основной продольной оси храма в южную сторону. С южного фасада к трапезной примыкает крыльцо с широкой площадкой и лестничным маршем на столбах, перекрытое тесовой кровлей. Юго-восточный угол обьема трапезной на уровне кровли отмечен главкой придела на четырехгранном основании, рубленном «в лапу». Главка завершена крестом и имеет лемеховое покрытие.
Интерьер храма последовательно раскрывается при движении от притвора через трапезную в четверик. Просторное пространство трапезной разделяется на части два мощных фигурных столба, несущие балку-матицу. Столбы украшены резными парными «жгутами», сохранившими следы покрасок. Интерьер четверика двусветный и перекрыт характерным для Русского Севера граненым расписным потолком-«небом». На восточной стене сохранился с утратами резной золоченый иконостас. В настоящее время оконные проемы второго света зашиты изнутри досками и не имеют столярных заполнений.
В трапезной находились иконостасы, которые разобраны, предположительно, в период проведения реставрационных работ 1980-х годов. Возможно, часть элементов складирована в алтаре. Также утрачены скамьи, которые располагались вдоль стен в трапезной. Не восстановлены в ходе реставрационных работ дверные заполнения, ограждение лестницы паперти, фасадные наличники оконных проемов, охлупень на коньке трапезной.
Потолок-«небо» — в интерьере четверика. Представляет собой деревянную конструкцию в виде каркаса, перекрывающую пролет без промежуточных опор. Каркас составляют наклонные деревянные тябла-балки, которые радиально расходятся от центрального опорного кольца и опираются на пристенные конструкции в основании каркаса. Конструкция удерживается исключительно за счет распора балок каркаса. Высота от пола до потолка – 5,7 м, «небо» перекрывает пролет 8 метров (по данным Т.М.Кольцовой). Тябла разделяют конструкцию «неба» на сегменты в виде 12-ти трапециевидных граней. Заполнение граней выполнены из досок, скрепленных между собой с обратной стороны шпонками. Угловые части «неба» — плоские, треугольной формы «паруса».
Сохранился расписной потолок-«небо», состоящий из 12-ти граней и четырех «парусов» по углам» с живописными изображениями сил небесных. По стилистическим особенностям «небеса» в Саунино относятся к творчеству онежских иконописцев Ивана Иванова и Ивана Алексеева Богдановых-Карбатовских. Живопись датируется второй половиной XVIII века. «Небеса» написаны в смешанной технике, с использованием масляных и темперных красок, по тонкому левкасу. Вероятно, живопись поновлялась в XIX веке: имеются поздние записи фонов и нимбов.
В центральном круге «небес» изображена Святая Троица. От этого изображения, написанного в круге, по сторонам «небес», помещены изображения Распятия Господа напротив царских врат, 4 евангелиста и 7 архангелов. По углам изображения трубящих ангелов. Вокруг центрального кольца, в верхней части граней «небес» помещена надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф исполне небо и земля славы твоея осанна в вышних» – слова ангельского песнопения и песни евреев, встречавших Христа при его торжественном шествии в Иерусалим. Текст начинается на грани с изображением Архангела Михаила и идет вокруг центрального круга в верхней части каждой грани. Радиальные балки каркаса и центральный круг окрашены темно-синим цветом, с росписью в виде звезд. Фон граней – синий, центрального круга – охристый. В цветовой гамме использованы звучные и локальные цвета, рассчитанные на восприятие с определенного расстояния. Нимбы позолочены.
Деревянные фигурные столбы трапезной украшены резьбой в виде парных жгутиков с декоративной «порезкой». В четверике сохранился четырехярусный, деревянный, резной иконостас, датируемый последней четвертью XIX века. Архитектурное оформление выдержано в ордерных формах. Вертикальные стойки каркаса оформлены накладными каннелированными пилястрами. В цокольной части первого яруса пилястры опираются на кронштейны в виде волют. Глухие заполнения между кронштейнами цокольной части иконостаса украшены фигурными филенками. Проемы под иконы на первом и втором ярусах прямоугольной формы, на третьем и четвертом имеют лучковые завершения. В центральной части иконостаса сохранились Царские врата. Створы врат оформлены накладными тонкими элементами, образующими трельяжную решетку. Видны следы от примыкания накладных картушей. Горизонтальные членения иконостаса на ярусы подчеркиваются профилированными карнизами с дентикулами. Сохранилось колористическое решение иконостаса. Фон выкрашен в голубовато-серый цвет, детали декора (каннелюры, часть карнизов, дентикулы) позолочены.