Село Истобенск, расположенное на левом берегу Вятки, в 17 км к западу от пос. Оричи, является административным центром сельского округа. Население села составляет 570 человек (2010), расстояние до областного центра г. Киров – 67 км.
Церковь Николая Чудотворца стоит на площади административно-общественного центра села, обращена к ней южным фасадом, частично отгороженным корпусом пустующих торговых лавок, заложенных в 1870-х годах. С востока площадь ограничивает трехэтажное здание средней школы, построенной в 1980-х годах. С южной стороны проходит улица Труда – центральная магистраль села.
В продольном направлении храм ориентирован параллельно берегу Вятки, русло которой отошло далеко к северу, оставив после себя старицу. Живописный силуэт церкви доминирует в береговой панораме села и открывает вид на Истобенск при подъезде со
стороны поселка Оричи.
Архитектура храма
Церковь кирпичная, одноглавая, двухэтажная, с двумя престолами и колокольней в общем объеме с храмом. Объемная композиция представляет собой храм трапезного типа «кораблем» с пятигранным алтарем и ярусным завершением храмовой части, которое
достигается установкой на четверике трех последовательно уменьшающихся в размерах восьмериков, два нижние из которых – световые.
Прямоугольный в основе контур наружных стен церкви нарушается развитой в пространстве западной частью 1 этажа – результат расширении храма в начале ХХ века. Колокольня типа восьмерик на четверике завершена шпилем на восьмигранном барабане. Основной объем церкви построен в формах барокко мастерами из Великого Устюга в 1764–1768 гг., расширение на уровне первого и частично второго этажа производилось в 1909–1914 гг. (арх. И. А. Чарушин).
Никольская церковь является одним из самых значимых памятников архитектуры региона, открывающая яркий период оригинального художественного направления в истории местного зодчества 1760-х – 1780-х годов, получившего название «вятское барокко». Богатая пластика фасадов выделяется изысканным сочетанием различных лекальных и фасонных декоративных деталей из кирпича, развивающих традиции декоративного формообразования вятского каменного «узорочья» более раннего периода.
Выразительная барочная композиция насыщена декоративными элементами, составляющими оформление наличников оконных и дверных проемов, карнизов, колонн и пилястр, картушей, прочих фасадных украшений. К элементам внутреннего убранства следует отнести частично сохранившийся лепной декор на сводах и стенах, а также остатки настенных росписей в интерьере.