В России — точнее в СССР — большую часть религиозных сооружений снесли в 30-е годы XX века. Но не остановились на этом — истребление любых проявлений веры в Бога продолжалось вплоть до конца 80-х. При коммунизме количество православных храмов и монастырей уменьшилось вдесятеро. Кому понадобился архитектурный геноцид, в ходе которого погибли культовые сооружения, многие из которых являлись шедеврами зодчества?
Церкви в России исчезали с лица земли и до Октябрьской революции: одни уничтожали пожары, другие чем-то царю не угодили. На месте деревянных возводили каменные.
Так, в 1860 году писатель Алексей Толстой отправил императору Александру Второму письмо, где возмущался сносом древней колокольни Страстного монастыря, церкви Николы Явленного на Арбате времён Ивана Грозного и двух храмов XIV века в Новгороде.
А большевики стали громить православные церкви ещё до того, как Николай II отрёкся от престола. Восставшие заявляли, что внутри скрываются полицейские либо хранится оружие или еда. И это было достаточным поводом, чтобы ворваться и устроить обыск. Несколько храмов и колоколен толпа расстреляла, рассказал кандидат исторических наук Арсений Соколов.
С чем это связано
На Руси всегда были священники, далёкие от мирских дел и нацеленные лишь на служение Богу и помощь прихожанам. Простой народ любил их за простоту, чистоту помыслов и сердца, умение утешить словом Божьим.
Но не все служители Церкви были такими… Многие историки и духовные писатели говорили о том, что в религиозной жизни Росси процветало формальное отношение к вере и это привело к глобальному духовному кризису в обществе. Интеллектуальная элита относилась к Церкви скептически, а революционеры — враждебно. Разочарование в вере породило духовный вакуум. В итоге умы и души образованных людей заполонили идеи светских философов и реформаторов.
Тем не менее, Церковь имела большое влияние в обществе. И стояла на пути атеистов к абсолютной политической и идеологической власти.
В 1905 году среди духовенства и мирян звучали призывы к церковным реформам. В том числе ради того, что улучшить контакт с паствой. Но было поздно. В феврале 1917 года духовенство практически сразу ощутило ненависть вершивших революцию рабочих и солдат. Они считали священников агентами царского режима. Если в проповеди затрагивались нерелигиозные темы, батюшку могли арестовать.
Сразу после октябрьской революции новая власть не трогала Церковь: жалованье у клира никто не отнимал, стояло открытым здание Синода в Петрограде. Но с наступлением 1918 года в газетах стали публиковать антирелигиозные статьи.
В январе 1918 года был принят Декрет об отделении церкви от государства. Вскоре после этого большевики приступили к планомерному и тотальному уничтожению культовых сооружений.
«Известия» напечатали разъяснение одного из авторов декрета — Михаила Рейсера. Он ссылался на опыт США и Франции, где уже национализировали церковное имущество.
[Большевики] лишь следуют тем образцам, которые давно выработаны американской и европейской демократией и лишь объединены в русском проекте.
Профессор Петроградского университета Михаил Рейснер
Но французы в 1905 году всего лишь разрезали пуповину, соединяющую церковную и светскую власть. Советские политики пошли дальше: в СССР священники не имели права обучать православию в учебных заведениях. Всем религиям нельзя было владеть собственностью и регистрироваться в качестве юрлица. А церковное имущество стало народным.
Декрет поставил Церковь вне закона, без права хоть как-то зарабатывать деньги. То есть все служители различных религий остались без средств к существованию.
На деле это был не декрет об отделении церкви от государства, а декрет о переводе церкви на абсолютно бесправное положение. Что давало возможность впоследствии перейти к репрессиям в отношении любых религиозных объединений как незаконных. Аналогов такому подходу в мире не было, а ссылки на «прогрессивный» западный опыт больше похожи на демагогию.
Арсений Соколов
Историк отмечает, что коммунисты представили всё так, будто идея издать декрет принадлежит самой Церкви. Через месяц после Октября священник Михаил Галкин написал в Совнарком и предложил незамедлительно изъять церковные ценности в пользу «исстрадавшегося народа». Таким образом он намеревался заслужить в правительстве пост «комиссара духовных дел», как он выразился в приписке.
Ленин не преминул реализовать эту идею, а в печати указали, что её автор — священник.
После издания декрета большевики перестали выплачивать Церкви государственные субсидии. Потом начали отбирать недвижимость и земельные участки, чем лишили церковных служителей большей части источников дохода.
Враждебное отношение к религии в СССР — признак того, что коммунизм здесь зиждется на религиозной основе. К такому выводу пришёл немецкий экономист А. Файлер:
Планомерное превращение детей в граждан нового государства, исполненных фанатизма и фанатической веры… это действительно новая церковь, которая планомерно проникает в сердца и головы.
Конечно, такой «церкви» не нужны конкуренты, и она от них всячески избавляется. Большевики вскрывают мощи, устраивают кампанию по изъятию церковных ценностей. Разрушают храмы как напоминание о конкурентах. Ссылают, отправляют в тюрьму и казнят людей за веру: около 0,5 млн человек.
Пропагандисты уверяют, что рабочий человек не нуждается ни в вере в Бога, ни в храмах. Довольно скоро главной «религией» становится атеизм.
Интересный факт
Признаками того, что в СССР создавалась новая религия, говорит создание мавзолея Ленина в виде языческого зиккурата, сохранение его трупа как мумии фараона или мощей святых, появление жития вождей революции, попытки создать совершенного человек, провозглашение вождя вечно живущим и др. В наши дни многие россияне считают величайшим человеком в истории не Иисуса Христа, а Иосифа Сталина. Не потому, что это соответствует истине. Такова сила советской пропаганды.
Массово церкви стали закрывать в ходе безбожных пятилеток, придуманных ради «повсеместного искоренения религии». Первая началась в 1927 году, вторая — в 1932-м. Большевики рассчитывали, что к 1937 году имя Бога забудут все советские люди.
Однако этого не произошло — пришлось организовать ещё одну пятилетку, в ходе которой церкви сносили, взрывали либо переоборудовали в что-нибудь «полезное».
С Церковью большевики начали воевать сразу после прихода к власти. Воевали планово, как в экономике.
Протоиерей Андрей Гавриленко, статья «Как организовали закрытие храмов в СССР»
Церковное имущество перешло государству. Духовные ценности у многих верующих забрать не смогли, зато поживились материальными.
За 3 года — начиная с 1918-го — Советы национализировали 722 обители. В 1928 году они решили не разрушать храмы, причисленные к памятникам архитектуры. К таким относились те, что были воздвигнуты до 1613 года. Построенные в следующие 112 лет разрешили перестраивать, но только в крайнем случае.
От церквей 1725–1825 годов решили оставлять лишь фасады, а более поздним правительство подписало смертный приговор, пишет протоиерей Андрей Гавриленко.
Что касается монастырей, несколько из них приобрели статус архитектурных музеев. Но даже тогда на них обрушивалась атеистическая кувалда.
Однако в крупных туристических городах оставляли хотя бы пару действующих храмов, чтобы продемонстрировать, что в коммунистическом государстве нет религиозных гонений.
В декабре 1929 года большевики взорвали соборный храм Чудова монастыря в Московском Кремле, построенный в 1501–1503 годах по указу царя Ивана Великого. Таким образом освободилось место для 14- го корпуса Кремля. По свидетельству реставраторов, на месте храма они обнаружили «груду строительного мусора».
Были и другие храмы, разрушенные большевиками до основания. Например, храм Христа Спасителя в центре Москвы был разрушен в 1931 году в ходе сталинской перестройки столицы. Вместо него построили бассейн. Храм воссоздали в 90-х.
После Победы над фашистской Германией положение Церкви в СССР улучшилось. Стали открываться храмы и семинарии. Но через 5 лет всё началось по новой. В 1959-60 годах приходы в различных областях закрывали десятками. К началу 1961 года было закрыто 1437 церкви, пишет священник Алексий Федотов. Многие храмы уничтожили.
Храм Спаса на Сенной в Северной столице, возведённый в 1753 году, Хрущёв в 1961 году велел взорвать, чтобы на месте «позорного пятна на Сенной площади», как писали газетчики, появилась станция метро. Казанскую церковь во Владимире, где венчался А. Герцен, в 1967 году уничтожили танками. Церковное кладбище превратилось в танцплощадку. И таких примеров масса.
Коммунисты разрушали и закрывали не только православные церкви, но и мечети, синагоги и кирхи. В 1936 году в Баку (Азербайджан) снесли мечеть Биби-Эйбат, воздвигнутую в 1281 г. На месте лютеранской кирхи во Владимире построили жилой дом. В Вологде разрушили католический костёл Воздвижения Святого Креста и — в 60-е годы — синагогу.
В Новосибирске до революции были мечеть, синагога, старообрядческий молитвенный дом, лютеранская кирха и католический костёл. Сохранилась только синагога — её не снесли, а закрыли. А построенная в этом городе в 1925 году православная Церковь Успения Пресвятой Богородицы просуществовала всего 37 лет.
Собор Александра Невского в Новосибирске, закрытый в 1937 году, уцелел лишь потому, что его просто не смогли взорвать.
В 1914 году в Российской империи функционировало более 54 тысяч православных храмов (не считая воинских), почти 25 600 часовен, 1025 мужских и женских обителей. Спустя 70 лет после Октябрьской революции осталось 6893 православных церкви и всего 15 монастырей.
Так, в центре Екатеринбурга полностью уничтожили 5 храмов из 4 -х. В Суздале — 14, Муроме — 11. В Вологде из 68 церквей разных конфессий 29 закрыли и приспособили под иные нужды. А во всей Вологодской области к 1988 году сохранилось всего 17 действующих храмов.
11 церквей из 18 погибли в Иваново, а в Сергиевом Посаде и его окрестностях также 11. В Санкт- Петербурге около 100.
В Москве до революции было почти 850 храмов. По одним сведениям, к 1991 году уцелело 415, по другим — 480. 263 церкви закрыли.
Однако, установить точное число погибших храмов практически невозможно. Их не только взрывали, сносили и разбирали по кирпичикам. Очень много религиозных зданий превратились в клубы, музеи, производственные цехи, кукольные театры, общежития, архивы и т.п.
Некоторые храмы после развала СССР Церковь отстроила заново. Из этих храмов можно назвать:
•Екатерининский собор (Пушкин);
•Никольский собор (Мосальск);
•Свято-Сергиевский храм (Белгород);
•Собор Казанской Божией Матери (Москва);
•Троицкая церковь (Йошкар-Ола);
•Успенский храм (Архангельск);
•Церковь Тихона Задонского в Сокольниках (Москва)и др.
Церковь Николая Чудотворца в Серпухове (Московская обл.) ремонтируется. Церковь Сергия Радонежского в Пушкине восстановлена — успела побывать автошколой.
Но большая часть находятся на грани полного разрушения. В том числе и такие шедевры зодчества, как:
Восстановить исторический облик многих церквей не удалось, а на реставрацию других нет денег. Но священники иногда всё-таки проводят службы в полуразрушенных церквях и молятся, чтобы Господь дал сил русскому народу восстановить разрушенные храмы и свои души.